Закрыть ... [X]

Тосты на день рождения женщине в притчах

Закрыть ... [X]

Максим Горький приходит в литературу страстным романтиком, зовущим к высоким и сильным страстям. Отдав дань романтизму, он придет к правде жизни, но его романтические герои останутся с ним навсегда.

В « Песне о Соколе» Горький продолжил и развил героическую линию русской литературы, столь ярко представленную творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и других писателей.

«Песня…» построена на антитезе бесстрашия и трусости, высоких идеалов и мещанской бездуховности, подвига и размеренно-тусклого, приземлённого существования, жажды битвы и стремления к покою, готовности к самопожертвованию и эгоистичного страха за свою шкуру. Эта антитеза заявлена и на уровне цветовой детали.

Основное действие происходит в сыром ущелье, но за пределами ущелья идёт большая, яркая и красочная жизнь, и всё, что мы увидим, и что происходит в ущелье - его обстановка, столкновении Ужа и Сокола, - соотнесено с картиной огромного, безбрежно огромного мира, которую Горький мощными, резкими штрихами набрасывает в начале песни Рагима.

Для Ужа теплое и сырое ущелье - обетованная земля. Сокол задыхается в мрачной и тёплой сырости. Испытывая чувство гнева от своего бессилия, тяжело переживая трагически закончившуюся битву, он в первое мгновение не замечает, куда его бросила судьба.

Жизнь в такой обстановке, точнее и шире - жизнь без борьбы, эгоистическое, бесцветное существование, для Сокола хуже смерти. Как о величайшем благе он мечтает о «счастье битвы». [18, с. 19]

Именно Сокол олицетворяет в народной поэзии воинственную доблесть и качество богатыря, витязя, человека вольной жизни.

Уж, оберегающий своё никому не нужное, эгоистическое существование, мёртв при жизни. Именно поэтому с его образом отождествляются серые, чёрные, мрачные цвета. По его мнению, всякие стремления бесплодны, ибо «все в землю лягут, всё прахом будет…» Нет, не всё, отвечает писатель.

Гибель Сокола - это продолжение его жизни. Разбившийся, он как бы сливается с родной стихией, передавая ей свою волю и энергию.

Мотив широкого и вольного мира, полноцветного мира теперь разрастается в мощную симфонию, смерть Сокола - призыв к борьбе, начало бессмертия: «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»

И если даже такие, как Сокол, пока одиноки, их подвиг не минет бесследно, «капли крови» их горячей, «как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» Очевидно, что с образом Сокола, с идеей, которая воплощена в этом образе Горький связывает яркие цветовые детали. Красные цвет- цвет крови, причём нет обычной трагичной тональности в этом слове. Напротив, значение этой цветовой детали получается пафосным, героическим. Кровь Сокола горячая - зовущая к свободе, к простору, к подвигу, к жизни в полёте.

После высочайшего взлета поэтической интонации: «Безумству храбрых поем мы песню!..» - по контрасту следует фраза, открывающая заключительный пейзаж: «Молчит опаловая даль моря…» Тишина продолжает обнимать землю, и мотивы, звучавшие в начале «Песни...», как бы повторяются вновь. Повторяются - но не совсем. В свежем дыхании моря на горы рассказчику чудится теперь много мощной, сдержанной силы. В дремоте природы явственнее обозначается тайна. И душа человека рвется познать неразгаданное, ожидая какого-то высокого откровения... [18, с. 26]

Так в чем же смысл такого обрамления «Песни..»? Создать фон для развертывания сказочного сюжета. Одухотворенность природы во вступительном пейзаже помогает естественнее воспринять грозную песню волн в главной части произведения. Но значение обрамления и в том, что оно побуждает читателя задуматься над серьезнейшим вопросом о сущности жизни, о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии, и тем связывает сказку с окружающей действительностью. Почувствовать эту философскую деталь помогает именно цветовая деталь. Сине- жёлтые приглушённые цвета пейзажа ассоциируются со спокойствием, жизнеопределяющей философичностью.

«Песня о Соколе» открывается развернутым описанием моря. Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической литературе традиционно символизирует жизнь. М. Горький широко использует в этой пейзажной зарисовке эпитеты («в дали, облитой голубым сиянием луны», «мягкое и серебристое» (море), «неугомонные волны»). Ведущим мотивом в этой поэтической экспозиции является мотив сна.

В произведение введен рассказчик - старый крымский чабан Надыр-Рагим-оглы, который исполняет старую песню «унылым речитативом».

В сюжете песни противопоставлены друг другу два героя: Уж и Сокол.

Недаром старый чабан в начале повествования рассуждал о Боге, о рае, о праведниках и грешниках, об их судьбах. Сокол - любимый герой устной поэзии русского и других народов, олицетворение смелости, удали, страсти к свободе. В исторических песнях ясными соколами нередко называли вольных людей, В народной поэзии образ Сокола близок к образу Орла (вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачевым в «Капитанской дочке»).

Горький рисовал героев «Песни...», следуя традициям устной народной поэзии, для Сокола небо, ярко- голубая, наполненная светом стихия, - символ счастья, благородных порывов духа, борьбы за свободу. Уж понимает «небо» буквально - как «пустое место», как бесцветную «пустыню без дна и края»: «Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу». [19, с. 7]

Сокол только в полете расправляет крылья и дышит полной грудью. Уж, даже прянув в воздух, через мгновение оказывается в теплой сырости ущелья: лишь там он может жить, то есть питаться и ползать,- больше для «счастья» ему ничего не нужно.

Произведение Горького «Песня о Соколе» заставляет читателя задуматься над выбором своего жизненного пути. Каждый человек волен выбирать свою дорогу, свою религию и правду. В «Песне о Соколе» показан спор между Ужом и Соколом. У каждого героя этого короткого произведения своя жизненная позиция, каждый из них сделал свой выбор. Сокол стремится в небо, он видит смысл своей жизни в стремлении к высоте. [11, с. 160]

В середине 90-х годов, когда был написан первый вариант «Песни...», о людях, подобных Соколу, «с солнцем в крови», можно было только мечтать. Но они уже появлялись в жизни, и с каждым поворотом истории их становилось больше. Революционеры 90-900-х годов видели в горьковском Соколе черты непримиримых борцов с самодержавием. Они были правы. Но вместе с тем содержание образа Сокола гораздо шире. В нем воплощены и общечеловеческие качества, характерные для многих догорьковских времен и сохранившиеся и приумноженные в последующие десятилетия: сила духа, жизненная активность, готовность к самопожертвованию, свободолюбие, презрение к бескрылому существованию.

От Сокола сильно отличается Ларра - сын орла и земной женщины. Ларра недостаточно человек, чтобы быть с людьми, но и недостаточно орел, чтобы обойтись без людей. Его несвобода - в его себялюбии, и потому он наказан одиночеством и бессмертием, а после него остается только тень. Сокол же, напротив, оказывается более свободным, потому что он свободен от самого себя и живет ради других.

Исследовав это произведение с точки зрения цветовой детали, можно сразу отметить общую цветовую насыщенность «Песни…». Более пятидесяти цветовых деталей есть в этом небольшом тексте. Художественная идея построена на противопоставлении тёмных (серые, синие, чёрные) цветов и ярких (красные, жёлтые, белые).

Поэтичен язык произведения. В нем много олицетворений («А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру», «...Горы зноем дышали в небо»), эпитетов («темное, могучее море», «свободная птица», «печальный рев», «львиный рев», «призыв гордый»), сравнений («капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни»).

В «Песне о Соколе» М. Горький выразил свой идеал гордой и свободной личности, готовой до конца бороться и даже умирать за свои идеалы.

Огромный резонанс в обществе получила «Песня о Буревестнике» (1901). В ней с необычайной силой выражено предчувствие назревающей революции. В гордом Буревестнике воплощены «сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» - чувства, вдохновлявшие пролетарских революционеров. Буревестник - символ близкой победы, «пророк победы».

Впервые стихотворение напечатано в журнале «Жизнь», 1901, книга четвертая, апрель. В годы героической борьбы русского народа с самодержавием «Песня о Буревестнике» была одним из могучих средств революционной пропаганды. «Песня о Буревестнике» включалась во все собрания сочинений. Впервые печаталось нелегально в конце марта 1901 года в гектографированных изданиях запрещенного цензурой рассказа Горького «Весенние мелодии» (как его заключительная часть). Как самостоятельное произведение впервые напечатано в журнале «Жизнь» в 1901 году.

После напечатания горьковского произведения один из цензоров сообщал, что Горького стали называть не только «буревестником», но и «буреглашатаем», так как «он не только возвещает о грядущей буре, но и зовет бурю за собой».

Легендарные и героические образы Горького - это гордые, сильные и цельные натуры, с волевым характером, отвергающие рабскую приниженность, смирение и кротость. Это образы, зовущие к борьбе, к жизни прекрасной и свободной. Легендарно-романтические рассказы Горького утверждают веру в человека, в его разум. Человек показан в них не как побежденный, подавленный жизнью, отказавшийся от борьбы, от деяния; он - творец жизни, и сила его возвышенных чувств такова, что она должна восторжествовать над силами зла и мрака.

В «Песне о Буревестнике» можно увидеть следующие приметы романтизма: действие разворачивается в необычной обстановке - на фоне морской стихии; герой свободолюбивый, гордый, произведение проникнуто мечтой о свободе; тон речи приподнятый, взволнованный. Для «Песни» характерна красочность языка: эпитеты («над седой равниной моря», «изумрудные громады» и др.), сравнения («буревестник, чёрной молнии подобный» и др.), олицетворения («море ловит стрелы молний» и др.).

Основу «Песни о Буревестнике» составляют три сменяющие друг друга картины: приближение бури, нарастание бури, буря. [19, с. 9]

От картины к картине, по мере приближения и нарастания бури, меняются краски и звуки.

В первой картине «ветер тучи собирает». Во второй - «всё мрачнее и ниже тучи опускаются над морем». В третьей - «синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря».

Изменяется и море: сначала - «седая равнина моря», позднее - «и поют, и рвутся волны к высоте навстречу к грому», наконец - «ревущее гневом море».

Нарастает радость и возбуждение Буревестника. В первой картине он уподобляется чёрной молнии, «и - тучи слышат радость в смелом крике птицы». Во второй - новая метафора - «гордый, чёрный демон бури»; «он над тучами смеётся, он от радости рыдает». В третьей - Буревестник назван «пророком победы», - далеко над морем разносится его клич «Пусть сильнее грянет буря!».

Антитеза - излюбленный авторский прием, типично романтический. Сокол - Уж, Данко - Ларра, Буревестник - буря, Девушка - Смерть. Но и пейзажи, гиперболические изобретения - не бесплодные фантазии автора, они заставляют идти на подвиг, идти с еще большей решимостью. И эта идея горьковского человека подчеркивается афористичностью. Обилие метафор, сравнений, гиперболизирование - все это служит не только созданию концепции человека, но и формированию идейного смысла. И то и другое соединяется в точке «подвиг»: это подвиг писателя как действие, это подвиг как тема, как концепция создаваемого им героя.

Через подчеркнутую красоту романтических образов писатель ведет человека к духовному преобразованию. Творящий подвиг должен знать, что такое красота, иначе подвиг окажется безрассудством. Человеку нужно прекрасное - иначе поймет ли он свое предназначение? Человеку нужен подвиг - иначе поймет ли он, что сердце должно пылать?

Человеку нужен Сокол - иначе он, подобно Ужу, будет возлежать, распластавшись на тюремных нарах своей судьбы… [16, с. 21]

В своем лирическом творчестве М. Горький отказался от традиционных стихотворных форм, хотя сохранил ритмо-метрический строй поэтических произведений.

Начало поэмы «Человек» написано прозой, которая затем плавно переходит в стихотворную речь: разностопный ямб. Горький добился такого перехода, начав первый стих не с начала фразы или слова, а с последнего слога слова медленно:

...-но шествует - вперёд! - и выше!

трагически прекрасный Человек!

«Песня о Буревестнике» написана правильным четырехстопным хореем с женскими клаузулами без рифм:

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

Между тучами и морем гордо реет Буревестник,

чёрной молнии подобный.

Таким образом, отказ от строчного изображения стихов не связан с какими-либо особенностями стиха. Горький сочинял «Песню о Буревестнике» в период активного поиска новых средств выразительности. Запись стихотворной «Песни...» без разбивки на стихи была одним из таких средств. [16, с. 23]

Песни Горького - это не просто сюжетные или лирические зарисовки: они зовут вперед, они показывают человеку, что лишь в движении, в преодолении гроз - жизнь. Все остальное - медленное умирание.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


От сестры в прозе мужчине
Поздравление для олега от путина
Тост за любовь к женщинам
Ликвидация плакат
Христианские праздники в 2018


Тосты на день рождения женщине в притчах
Тосты на день рождения женщине в притчах


Тосты -притчи для застолья: поучительные и поздравительные
Поздравление на день рождение в виде притчи. Притчи поздравления с днем



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ